Создание Единых региональных билетно-информационных систем как инструмент интеграции музеев в сферу туризма
Культурно-познавательный туризм в последние годы становится все более популярен в России. Причем это в равной степени относится и к организованным группам российских и иностранных туристов, и к одиночным посетителям, которые самостоятельно организовывают поездки по регионам с целью посещения музеев и других объектов культурного наследия.
Важно, чтобы информация о достопримечательностях регионов, была доступна туристам. Причем в идеале она должна быть доступна как в самом регионе, так и на расстоянии, чтобы еще на стадии планирования поездки турист мог включить осмотр тех или иных культурных объектов в свой экскурсионный график.
Одним из возможных вариантов популяризации музеев является создание Единых региональных билетно-информационных систем.
Принципиальным условием создания Единой региональной билетно-информационной системы является оснащение каждого из объектов – участников проекта автоматизированной билетно-кассовой системой и системой контроля доступа.
В настоящее время во многих ведущих музеях России успешно функционируют билетно-пропускные системы (Московский Кремль, Эрмитаж, Петергоф, Кижи, Сталинградская битва, Бородинское поле, Ясная поляна и многие другие музеи страны). Эти системы являются инструментом ресурсного планирования, охватывающим процессы, связанные с фондированием, резервированием и продажей билетов, контролем доступа. Ресурсы билетно-пропускной системы позволяют создать удобную систему работы с договорными клиентами, к числу которых, в первую очередь, относятся туристические компании, в своей деятельности ориентированные на культурно-просветительские аспекты въездного и внутреннего туризма.
За счет применения новых информационных технологий в музеях обеспечивается прозрачность схемы работы от осуществления заказа на обслуживание туристов до планирования работы всех подразделений музея, обеспечивающих его деятельность. Каждый музей способен наиболее эффективно управлять своими ресурсами, взаимодействовать с туристическими компаниями и туристами-одиночками.
Практика показывает, что наличие в музее билетно-пропускной системы положительно сказывается на его имидже, посещаемости и финансовых показателях.
Следующим шагом может стать создание в регионе Единой информационно-билетной системы, которая позволит сконцентрировать в едином информационном поле сведения об объектах культурного туризма, совместив получение информации с возможностью приобретения билетов и заказа экскурсий в заинтересовавшие посетителя музеи.
В настоящее время Региональные билетные системы функционируют в Самаре и Сочи.
Самара:
- Самарская Государственная филармония (АРМ-К – 3, АРМ-А - 1)
- Самарский Академический театр драмы (АРМ-К – 3, АРМ-А - 1)
- Самарский Академический театр оперы и балета (АРМ-К – 1, АРМ-А - 1)
- Самарский театр юного зрителя - СамАрт (АРМ-К – 1, АРМ-А - 1)
- Самарский театр кукол (АРМ-К – 1, АРМ-А - 1)
- Музей им. П. Алабина (АРМ-К – 1, АРМ-А - 1)
- Государственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова (АРМ-А - 1)
- Центральные кассы зрелищных мероприятий (АРМ-К – 11, АРМ-А -1)
- Л-Концерт (АРМ-К – 13, АРМ-А - 1)
Сочи:
- Арт-Медиа центр «Родина» (АРМ-К – 1, АРМ-А - 2)
- Сочинский цирк (АРМ-К – 3, АРМ-А – 1, АРМ бухгалтера - 1)
- Зал органной и камерной музыки (АРМ-К - 1)
- Зимний театр (АРМ-К – 3, АРМ-А – 1)
- Терминальная система, включающая более 200 терминалов
За счет доступа к единой базе данных в кассах любого из участников проекта можно приобрести билеты не только на его собственные мероприятия, но и на те, которые проводятся партнерами по Региональной билетной системе. Создается синергетический эффект привлечения посетителей, – например, при посещении музея появляется возможность приобрести билеты в консерваторию, на выставку, в театр.
Локальные билетно-пропускные системы для построения единой системы
Каждый музей использует полнофункциональную локальную музейную систему резервирования и продажи билетов, которая дает возможность автоматизировать не только работу кассира, но и экскурсионного и договорного отделов, а также обеспечивать ресурсное планирование музея по обслуживанию посетителей. Для работы в Единой системе локальная система должна иметь подсистему контроля массового доступа по билетам.
Автономность отдельных билетно-кассовых систем обеспечивает музею управление собственной информацией, которая остается в ведении каждого отдельного объекта и закрыта для всех остальных участников Единой региональной билетно-информационной системы. В то же время расширяются возможности для реализации билетов за счет расширения возможностей для продаж, что, как следствие, ведет к повышению посещаемости и росту доходов.
Однако не обязательно, чтобы локальные билетные системы были полностью закрыты. Сейчас идет процесс глобализации и он затронул музейную сферу. Музеям становится выгодно привлекать к реализации своих услуг компании, которые берут на себя роль агентов по привлечению новых посетителей. Примером тому может служить реализация программы «Карта гостя» в ГМЗ «Петергоф».
Агентом может быть любое юридическое лицо, заключившее соответствующий договор с музеем или целым рядом музеев.
Для реализации агентских обязанностей может быть создан специализированных Интернет-портал, куда будет поступать актуальная информация от музеев с возможностью on-lineприобретения билетов. Кроме того, возможно создание специальной сети билетно-платежных терминалов, через которые любой заинтересованных человек может получить полную информацию о музеях, стоимости их посещения, экскурсионным программам. Через терминал можно будет приобрести билет и заказать экскурсию. Дополнительной опцией, как правило, является возможность оплаты различных услуг.
Взаиморасчеты между музеями и агентом могут осуществляться двумя путями – по депозитной схеме, либо осуществляя перечисления денежных средств в музей по факту продажи билетов через собственные ресурсы.
Фактически, это еще один способ создания Единой региональной информационно-билетной системы.
Результаты создания единой информационно-билетной системы
За счет концентрации всей информации о музеях региона музейная сфера будет максимально полно раскрыта для посетителей, что привлечет новых посетителей и расширит спрос на культурно-познавательный туризм.
Возможность приобретения билетов через Единую региональную информационно-билетную систему позволит планировать посещение различных музеев заранее, экономить время при покупке входных билетов и экскурсий.
Внедрение Единой системы резервирования и продажи билетов даст возможностьполной автоматизации и, как следствие, повышения качества работы музея, удобство координационных действий при проведении общегородских и межмузейных программ («Ночь музеев», праздники, школьные каникулы), а также реализации межмузейных продуктов (например, «Карта гостя»).
Благодаря автоматизации деятельности музеев у курирующих государственных органов появится возможность получения четко структурированной, полной и оперативной информации о результатах работы каждого из музеев. Это позволит приобрести важнейший инструмент маркетинга музейного рынка, послужит основой для формирования на качественном новом уровне государственных программ и политики по развитию музейной сферы в регионе.