Дакар 2009

Бараненко Александр Петрович, директор ООО "ИнфоТех",
пилот экипажа, участник гонок Дакар 2009:

"Все просмотрел и прочитал про Дакар, все не то! Дакар, прежде всего, - огромное количество эмоций!"

  • Бараненко Александр, пилот экипажаБараненко Александр, пилот экипажа

Сначала хочу сказать спасибо Михаилу Ласточкину! Спасибо огромное! Из всего того, что я прочитал о Дакаре Аргентина-Чили 2009, на самом деле, мне показалось, что статья Михаила - наиболее полное описание всего физически реального и нереального, по моим ощущениям. Кроме всего прочего, узнал много интересного, чего из кабины, а тем более с места пилота не видно, не слышно и не знаешь…

Я первый раз участвовал в Дакаре, и для мня это было очень важное испытание, к которому я шел не один десяток лет, я всю жизнь мечтал об этом … Ну, всю жизнь - это громко сказано, но очень долго я мечтал съездить на Дакар, обязательно пройти, на своей машине, в пилотском кресле и никак по-другому, не как турист. Хотя в значительной мере для меня это было новым, очень важным и, наверно, страшным! Страшно было впервые поучаствовать в таком грандиозном ралли-рейде. Всё это было авантюрой! С точки зрения физической подготовки, несомненно, авантюрно, а в остальном, всё было правильно сделано, было потрачено много времени, была построена специальная машина… Спасибо всем тем, кто участвовал в моей морально-психологической подготовке к этому испытанию, потому что нашлось достаточно людей, которые еще 3 года назад говорили: "Александр, а Вы к этому не готовы!" А 2 года назад мне сказали: "Александр, Вы к этому готовы, но нет соответствующей Вашей готовности машины". В связи с этим, я думаю, что будет интересно моё личное мнение, мнение человека, который был в первый раз вообще в ралли-рейдах, за рулем вот такого автомобиля и был первый раз в составе команды, где правила внутренние были для меня совершенно в новинку…Первые этапы - километры полного ужаса, которые я прошел 114-ым. Эмоции у меня были совершенно не такие как у всех!
Я думаю, из всех российских участников я был наименее опытный, мне было все интересно и поэтому я очень хотел бы вот теперь уже, всё прочитав, обратиться к Михаилу Ласточкину и ко всем остальным авторам отчетов по Дакару и сделать важное замечание! Эмоционально важное!

Вот смотрите, первый этап я закончил 114-ым, по ходу следования нашего каравана.
Представьте себе, что это начало заповедника и начало мягкого грунта. Стоим на старте, ожидаем старт.
Асфальт, солнце, хорошая погода, замечательное настроение, после предыдущего этапа, остеопат поправил все косточки, которые почему-то находились не на том месте, на котором должны были бы находиться. Ветер поднимается, но он дует от лагеря, где всё чинно, красиво, где озеро, в сторону леса… Наконец, наезжаем на линию старта, а стартовать нет никакой возможности! Грузовики, у которых соревнование началось раньше, прорыли колесами такие огромные траншеи, что в каждую из них мой Prado поместится целиком с крышей без остатка! Сделать ничего нельзя! Открываю окно, жестикулирую по направление к стартовому судье, но он так же жестами показывает: "Вот, где найдете место, оттуда и стартуйте". Получаю старт, давлю на газ и тут же попадаю в такое облако пыли, что перестаю что-либо видеть! По поведению автомобиля ясно, что увязаю в чем-то мягком, засасывающем целиком автомобиль. Руководствуясь своим оффроадным опытом, понимаю, что если надавить на газ посильнее, то можно здесь остаться надолго. Поэтому просто останавливаюсь, жду когда развеется пыль… Рассевается, понимаю, что стою посреди какой-то субстанции. Потом выяснилось, что это еще даже не феш-феш, но машина сидит. Выглядываю и понимаю, что самое лучшее - поехать назад, сдаю, потом вперед, не пробраться никуда. Опять оффроадная привычка: по самому краешку с блокировочкой, единственной, которая есть, не торопясь, поперечными газами через прорытую предыдущими участниками траншею... Выбрался! И снова облака пыли, которые постоянно неожиданно наплывают. Вижу, что начало маршрута идет очень с ильным серпантином, а еще и пыль... Стараюсь идти максимально быстро. Передо мной появляются автомобили, я от них отруливаюсь, тут появляются следующие, снова ухожу от них. Таким образом, мы объезжаем порядка двадцати машин. Наконец, все заканчивается, начинается дорога, достаточно приличная, а по нашим российским меркам вообще замечательная, если б не было пыли, то можно идти 150 км/ч даже с комфортом на спортивном автомобиле. Лечу с удовольствием, обгоняют меня, обгоняю я, но как-то это все без очень сильных эмоциональных нагрузок и вдруг такая странная вещь, штурман говорит:

- Налево 90!

Я понимаю это, но не вижу поворота. Налево не свернуть, т.к. там ряд деревьев, но где же тогда автомобили, идущие передо мной. Ну вот, наконец, я вижу маленький просвет, не сбрасывая скорости, вхожу в поворот! Вот это тот самый феш-феш! Перед собой вижу уходящий далеко-далеко коридор в лесу, просека. Вдруг вижу, в пыли стоит автомобиль Виктора Воликова. Я, пытаясь не врезаться, отруливаюсь и ухожу в лес! Справа выходит Виктор уже пешком размахивает руками, понимаю: "Всё! У Виктора огромные проблемы"! В его направление откручиваюсь, не сбрасываю скорость, поверхность подо мной совсем нехорошая. Еду туда, куда он мне показывает, уворачиваюсь от дерева, делаю налево поворот, вижу мотоцикл, пытаюсь пройти с мотоциклом вплотную... И вот торможу и вижу передо мной, просто перед самым капотом встает Алексей Кузьмич. Вздергиваюсь, …говорю что-то в нелицеприятных выражениях:

- … Появляться перед спортивным автомобилем, идущим с сумасшедшей скоростью …

А в ответ слышу ни более и не менее, практически в кавычках:

- У тебя под колесами мотогон.

Всё падает сразу! Мой взгляд, наверно, говорит больше, чем я могу сейчас написать. Алексей говорит:

- Ты до него не доехал 10 сантиметров.

Стою ни жив ни мертв! Мотоциклисту еще хватило сил поставить мотоцикл, он стоит на подножке, но уже не хватило сил откатиться куда-то под дерево. И вот в этот узкий промежуток между мотоциклом и деревом, где лежал мотогон, я пытался протиснуть свой автомобиль только потому, что мне нужно было дернуть второй автомобиль нашей команды. Вот это эмоция!!!! А дальше… дальше еще хуже!

 

Алексей с Виктором переносят мотоциклиста на безопасное место, мотоцикл перетаскивают таким образом, чтобы никакая следующая машина не могла его зацепить. Сдаю назад, цепляем трос. Мой штурман говорит: "Всё, поехали". Дергаю, чувствую, не идет, еще раз, из-за того, что не могу выбирать траекторию - валю дерево, передний бампер у меня уходит, но по-другому мне особо не выехать, мне Виктора просто не выдернуть. Вот чувствую, что пошел! Отцепляемся. Думаю, что отцепляемся, приходит Виктор говорит: "Я не успел сесть в машину".

 

Совсем замечательно. Я смотрю на штурмана, он говорит: "А я видел в зеркала, что всё хорошо, что все уже расселись". Вот это Дакар! Вот это эмоции! Отцепляем трос, едем через деревья и тут Михаил Ласточкин совершенно прав: "Бамперами пластиковыми, а не нашими стальными оффроадами валим деревья!". Если пытаться выйти на траекторию, то моментально садишься. Я так потерял гидроногу, тут же на этом спецучастке, а ведь это только начало, ведь это только второй этап. Долго провозились, а в итоге 72 результат. А где остальные? Кто был до меня, я же был 114-ым, а это очень сложно и если бы не наша оффроадная подготовка нам бы там было не пройти, по крайней мере, с таким результатом. Вот это эмоции Дакара, вот это то, что видно из кабины пилота - совсем не то, что видно снаружи!

 

А после этого участка был еще точно такой же, на нем тоже было много феш-феша. По нему могли пройти только первые участники, после второго десятка там делать нечего. Но совершенно другая ситуация, ни одной застрявшей машины. Почему? Потому что параллельно уже был пробит коридор, по которому все благополучно прошли. Опыт, который приобретается там ценой опасности, ценой сломанных автомобилей, огромного труда, домкрата, лопаты, очень важен! Он потом сильно помогает в жизни! После этого спецучастка за все следующие этапы я сидел феш-феш только один раз, хотя их было много. Только один раз благодаря тому, что был приложен большой труд, чтобы научиться ходить по этому совершенно неподатливому песку, который называется феш-феш.

Вообще, важно представить, что на каждом спецучастке были разные поверхности и поэтому у каждого пилота, у каждой команды, у каждой машины запоминаются совершенно специфические моменты, связанные как с характеристиками автомобиля, колес и шин, которые в данный момент были одеты, так и с пониманием пилотом и штурманом своих целей и задач, решаемых на данном спецучастке. Я думаю, что было бы очень правильно участвующим, командам, участвующим пилотам и штурманам именно по каждому участку сказать веские слова, чем запомнился данный спецучасток. Очень важно понять, что все они были с разной поверхностью, нельзя было сказать, что вот это песчаность, а вот этот каменный. Нет, такого не было. Они все были комплексные, и поэтому выбор колес и темп движения был принципиально важен для того, чтобы вообще можно было пройти соревнования.

 

Я считаю, что мне повезло, я доехал до конца, проехал весь маршрут, прошел все испытания! Я - счастливый человек!